Презентация на тему «Новорождённый и недоношенный ребенок. Новорождённый и недоношенный ребенок. Особенности ухода за новорождённым. Лектор: к.м.н. Косовская Т. Всемирная организация здравоохранения

Cлайд 1

Cлайд 2

Кто такой неонатолог? Неонатолог - это детский врач, такой же как педиатр, который ведёт наблюдение и осуществляет лечение детей в самом раннем возрасте, как правило, на первом году жизни. Служба катамнеза сформирована для оказания помощи детям с перинатальной патологией и их наблюдения в восстановительном периоде. Врач катамнестического кабинета ориентируются, в основном, на детей до 1 года: недоношенных, маловесных, прошедших курс реанимации и интенсивной терапии, детей с различными отклонениями в развитии. При необходимости наблюдение продолжается до трех лет и больше.

Cлайд 3

Консультация неонатолога Консультация врача-неонатолога поможет ответить на все интересующие вас вопросы, которые могут возникать у молодых мам довольно часто. Как правильно купать детей, как одевать малыша, сколько времени с ним проводить на свежем воздухе? На консультации у неонатолога врач поможет подобрать молочную смесь, когда невозможно грудное вскармливание. Также врач-специалист даст необходимые рекомендации по проведению массажа и гимнастики, составит индивидуальный график вакцинации для ребёнка.

Cлайд 4

Когда обращаются к неонатологу? Если у ребенка имеется следующая патология: -Недоношенность; -Респираторные расстройства; -Постгипоксические поражения ЦНС и других органов; -Внутриутробная гипотрофия и ЗВУР; -Врожденные пороки развития; -Наследственные нарушения обмена веществ; -Гипербилирубинемия; -ГБН; -ВУИ, ранняя неонатальная инфекция; -Заболевания крови; -Другие причины нарушений постнатальной адаптации.

Cлайд 5

Что происходит на приеме неонатолога? 1.Врач расспросит маму о её питании и образе жизни, осмотрит ребенка, оценит его внешний вид, симптомы, поведение. 2.Измерит рост, вес и окружность головы ребенка, выслушивает его сердце через стетоскоп, исследует живот, проверит слух и зрение. 3.Посоветует, какому узкому специалисту необходимо показать малыша, в каком возрасте оптимально провести курс массажа и гимнастики; даст рекомендации по закаливанию. 4.Ответит на вопросы как правильно купать, одевать малыша, сколько времени гулять, поможет подобрать молочную смесь, в случае, если грудное вскармливание невозможно. 5.Назначит необходимое обследование и лечение.

Cлайд 6

Какие дополнительные обследования может назначить неонатолог? 1.Общий анализ крови. 2.Общий анализ мочи. 3.Анализ кала. 4.Нейросонограмма (УЗИ головного мозга). 5.ЭКГ. 6.УЗИ тазобедренных суставов. 7.Консультации профильных специалистов.

Cлайд 7

На осмотр одного пациента отводится полчаса. После осмотра ребёнка маме дают подробную выписку с диагнозом и рекомендациями дальнейшего обследования и лечения, которую она вправе передать участковому педиатру в поликлинику по месту жительства





Проблемы Отсутствие отлаженной системы реабилитации недоношенных новорожденных (преемственность, материально-техническая база) Низкий уровень информированности врачей и родителей об особенностях психомоторного развития недоношенных детей Отсутствие достоверной статистики


Гестационный возраст - количество полных недель от первого дня последней менструации до даты родов матери. Классификация недоношенности по степеням в настоящее время не используется Вес ребенка не является определяющим критерием, так как доношенный ребенок может иметь малый вес при рождении, но при этом быть функционально зрелым.


Расстройства, характерные для недоношенных детей в период новорожденности Дыхательные расстройства Персистирующие фетальные коммуникации открытый артериальный проток Анемия Некротический энтероколит и гипербилирубинемия Внутрижелудочковые кровоизлияния Ретинопатия недоношенных Инфекции


Дыхательные нарушения Болезнь гиалиновых мембран (респираторный дистресс-синдром недоношенных) развивается вскоре после рождения ребенка и обусловлена дефицитом сурфактанта Бронхолегочная дисплазия развивается в исходе болезни гиалиновых мембран, обусловлена повреждением альвеол (классическая БЛД) либо неполноценным развитием концевых отделов респираторного тракта (новая БЛД). В основе БЛД лежит избыточное разрастание фиброзной ткани и как следствие нарушение газообмена.







Открытый артериальный проток В норме закрывается сразу после начала легочного дыхания У части детей сохраняется открытым и может обусловливать ряд проблем (Легочная гипертензия) При наличии показаний производится хирургическая перевязка либо обтурация артериального протока







Последствия ВЖК Нарушение нормальной циркуляции спинномозговой жидкости Увеличение риска инфекционных поражений оболочек головного мозга и ликвороносных путей Повреждение перивентрикулярных структур головного мозга является ведущим фактором развития ДЦП






Особенности психомоторного развития Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г. Зрительно-слуховое сосредоточение в месяца Удерживает голову в вертикальном положении в месяца Поворот со спины на живот в 6,5 - 7,5 месяцев Поворот с живота на спину в 7,5 - 8,5 месяцев Самостоятельно садится в месяцев Самостоятельно стоит в месяцев Самостоятельно ходит в месяцев Начинает произносить слова в месяцев


Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 2 - 2,5 месяца Удерживает голову в вертикальном положении в месяца Поворот со спины на живот в месяцев Поворот с живота на спину в месяцев Самостоятельно садится в месяцев Самостоятельно стоит в месяцев Самостоятельно ходит в месяцев Начинает произносить слова в 12 месяцев


Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 1 - 1,5 месяца Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 - 2 месяца Поворот со спины на живот в 5 - 5,5 месяцев Поворот с живота на спину в месяцев Самостоятельно садится в месяцев Самостоятельно стоит в 9 месяцев Самостоятельно ходит в месяцев Начинает произносить слова в месяцев


До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются "жаргонной" речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Основным условием успешного выхаживания недоношенных детей является создание отделений II этапа, куда переводят детей на 710-й день жизни с массой тела до 2000 г из родильного дома. Перевод недоношенных новорожденных с I этапа (родильный дом) на II осуществляют после предварительной договоренности на заранее подготовленное место.




Главной задачей отделения является оказание высококвалифицированной неонатологической помощи новорождённым и недоношенным детям, в том числе с экстремально низкой массой тела и очень низкой массой тела, как родившимся в перинатальном центре, так и переведенным из других родовспомогательных учреждений. В отделении широко применяются современные методы выхаживания недоношенных: выхаживание в «гнезде», моделирующем внутриутробное положение плода, метод «кенгуру»-ежедневный близкий контакт «кожа к коже» мамы и малыша, кинезиотерапия. В отделении придерживаются принципа гуманизации медицинской помощи новорожденным – соблюдение охранительного режима (свето- и шумоизоляция, температурный комфорт, минимизация медицинских вмешательств), снижение инвазивности лечебных манипуляций.


Основные принципы диспансеризации недоношенных детей: 1) динамическое наблюдение за физическим и психомоторным развитием; 2) контроль за рациональным вскармливанием; 3) профилактика, ранняя диагностика и лечение рахита, анемии; 4) своевременное выявление и лечение неврологических и ортопедических нарушений.


В структуре отделения выделяют ряд помещений, предназначенных для осуществления лечебной деятельности и оснащённых необходимой мебелью, предметами ухода и аппаратурой. Отдельное от общего приёмного отделения больницы приёмно-смотровое помещение. Палаты-боксы для новорождённых на 2-3 койки с прозрачными перегородками, позволяющими просматривать боксы из коридора и соседних палат, площадью из расчета 6 м на 1 место. Индивидуальные палаты совместного пребывания матери с новорождённым, не нуждающимся в интенсивной терапии, площадью из расчета 9 м. Изоляторы с тамбуром, не менее двух на отделение. Процедурный и физиотерапевтический кабинеты, предназначенные исключительно для подготовки манипуляций. Помещения для проведения ультразвуковых и других функциональных исследований (при отсутствии переносной аппаратуры). Отдельный рентгеновский кабинет (при отделениях более 100 коек).


Помещения для стерилизации грудного молока и приготовления адаптированных смесей, состоящие из трёх отсеков: - для санитарной обработки детской посуды; - для стерилизации детских бутылочек, пастеризации и розлива грудного молока; - для хранения пастеризованного молока в специальном холодильнике. Комната для сцеживания грудного молока. Столовая и буфетная для матерей. Комната отдыха для матерей. Бельевая для хранения чистого белья; комната для сбора, подсчёта и упаковки использованного белья. Кабинет заведующего отделением, ординаторская для врачей, кабинеты старшей сестры и сестры- хозяйки. Гардеробные для верхнего платья и обуви, комнаты для переодевания (отдельные для матерей и персонала). Душевые (отдельные для матерей и персонала). Помещения для медицинского осмотра матерей и персонала (отдельные для матерей и персонала). Туалетные комнаты (отдельные для матерей и персонала). Подсобные помещения (для дезинфекции аппаратуры, хранения обработанной аппаратуры и др.).





Как выглядит недоношенный малыш Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение его весьма своеобразно: голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.роднички


Недоношенный новорожденный отличается рядом анатомических особенностей: вес его обычно ниже 2500 г; рост менее 45 см, а окружность головы, наоборот, на 3-4 см превышает окружность груди. Поэтому голова кажется большой по сравнению с туловищем, швы и роднички (малый в области темени и большой надо лбом) широкие; уши очень мягкие и плотно прилегают к черепу; кожа тонкая, обильно покрытая пушком, особенно на лице, щеках, лбу. Подкожножировой слой выражен незначительно. У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует. Тонкий голос, иногда подобный писку, является следствием недоразвития голосовых связок. Пупок расположен низко. Стенки сосудов бедны эластическими волокнами, вследствие чего во время родов могут возникать внутричерепные кровоизлияния.Пупок


Метод "кенгуру" Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, а это достигается методом "кенгуру". Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинам не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными оборудованием для поддержания постоянной температуры.


Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери, у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, а на ребенка надеты подгузник и иногда шапочка. Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура малыша контролируется медицинской сестрой или мониторами.


Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, так же как и сердцебиение, и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа новорожденного заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии малыш все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием. В крупных родильных домах для недоношенных детей выделяют отдельные палаты, специально оборудованные и обслуживаемые наиболее квалифицированным персоналом. Там, где нет возможности выделить отдельную палату, перегородками отделяют наиболее хорошо освещенную и проветриваемую часть детской комнаты, которую утепляют и соответствующим образом оборудуют. Температура воздуха поддерживается в пределах 23-27°С, а в кроватке 25-30°С. Рядом с ребенком под одеяло для точного контроля кладут термометр.


"Тепличные условия" Сохранение оптимальной температуры помещения в первые дни жизни крайне важно не только для выживания, но и для дальнейшего полноценного развития недоношенных новорожденных, который позволяет еще недостаточно зрелому организму противостоять агрессивному воздействию внешних факторов среды, в связи с тем, что возможности терморегуляции ограничены. Обусловлено это относительно большей поверхностью кожных покровов в сравнении с массой тела, что приводит к значительной потере тепла. Недостаточность развития подкожного жирового слоя в сочетании с выраженной сетью сосудов кожи также способствует усиленной теплоотдаче. Потому недоношенные дети легко охлаждаются, а излишнее внешнее согревание быстро приводит к перегреванию, что создает определенные трудности в процессе ухода за ними. Данное обстоятельство послужило поводом к разработке систем медицинской техники, которые могли бы моделировать тепловой комфорт внешней среды, сравнимый с "материнским теплом", столь необходимым недоношенному ребенку для созревания.


В родильных домах и отделениях для недоношенных детей в специальных детских стационарах используют кувезы. Простейший из них имеет вид открытой сверху ванны с двойными стенками, между которыми циркулирует горячая вода (ее температура до 50-60°С). Новейшие модели имеют электрический нагрев воды с регуляцией ее температуры и влажности воздуха и с автоматической подачей кислорода. Инкубаторный (кувезный), с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживаются оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыхании.


Сроки пребывания в кувезе зависят от массы тела при рождении, зрелости и общего состояния ребенка. Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой тела до 1500 г 8-14 дней, а с массой до 1750 г 7-8 дней.


Профилактика рахита и анемии в недоношенных детей: Для профилактики рахита с 810-го дня жизни назначают эргокальциферол (витамин D) в масляном или спиртовом растворе по МЕ в сутки на протяжении 25 дней (на курс МЕ) и препараты кальция. Вместо использования эргокальциферола можно провести УФО (25 сеансов). Для профилактики анемии целесообразно ввести в пищевой рацион ребенка с трехнедельного возраста микроэлементы. До грудного молока или смеси один раз в день добавляют миди сульфат (0,01 % раствор по 1 мл/кг веса) и кобальта сульфат (0,001 % раствор по 0,2 мл/кг веса) на протяжении 610 недель. Препараты железа (гемостимулин, лактат железа и др.) назначают с восьминедельного возраста на протяжении 35 мес.


Особенности вскармливания недоношенных Особенности вскармливания недоношенных обусловлены их повышенной потребностью в питательных веществах в связи с интенсивным физическим развитием, а также функциональной и морфологической незрелостью ЖКТ, в связи с чем пищу следует вводить осторожно. Даже глубоко недоношенных детей следует начинать кормить уже в первые часы жизни из-за катаболической направленности обмена веществ, гипопротеинемии и гипогликемии. При парентеральном питании кишечник ребёнка быстро заселяется условно-патогенной микрофлорой. Одновременно повышается проницаемость слизистых оболочек ЖКТ, что способствует генерализации инфекционного процесса. К парентеральному питанию прибегают только при крайне тяжёлых состояниях у глубоко недоношенных детей и на ограниченный период времени. Таким детям более целесообразно назначить круглосуточное капельное введение нативного материнского молока через назогастральный зонд.


Детям с гестационным возрастом менее 28 нед, а также всем недоношенным с СДР, слабым сосательным рефлексом грудное молоко вводят через желудочный зонд. При удовлетворительном общем состоянии и достаточно выраженном сосательном рефлексе кормление в первые 3-4 дня проводят через соску. Раньше этого срока прикладывать ребёнка к груди нецелесообразно, так как кормление грудью является для него тяжёлой физической нагрузкой и может привести к вторичной асфиксии или внутричерепному кровоизлиянию. Недоношенных с массой тела при рождении менее 1500 г прикладывают к груди с 3-ей недели жизни.


Расчёты питания производят в соответствии с потребностью организма ребёнка на 1 кг массы тела в сутки: 1-2-й день жизни - 30 ккал, 3-й день - 35 ккал, 4-й день - 40 ккал, далее ежедневно на 10 ккал больше до 10-го дня жизни; на 14-й день ккал, с 21-го дня жизни ккал. При определении объёма пищи следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка: глубоко недоношенные дети со 2-го месяца иногда усваивают объём грудного молока, соответствующий ккал/кг.


Малышей обязательно осмотрит невропатолог, офтальмолог (проведёт исследования глазного дна) и отоларинголог, чтобы проверить слух ребёнка. Взять у таких деточек кровь, особенно из венок, очень проблематично. Ее не хватает для проведения полного обследования, потому не нужно удивляться наличию у ребёночка множество следов от проколов. Их можно обнаружить на пальчиках ручек и ножек, на локтевых сгибах и ручках. Это просто необходимость, которой никак не избежать. Почти всегда малышам назначают антибиотики, прописывают витамин Е и препараты для восстановления микрофлоры кишечника, назначают ноотропные препараты. Малышам каждые 3 часа измеряют температуры и кормят их, проводят гигиенические процедуры (меняют подгузники и пелёнки при необходимости). Следует помнить, что это делают медицинские сестра или нянечки. У них очень большая нагрузка, примерно малышей на одного человека, поэтому не следует удивлять появлению потницы или раздражений. Они не могут себе позволить проводить у малышей очень много времени. Поэтому очень часто, если малыш не кушает самостоятельно, ему ставят зонд и вводят питание через него. Персонал очень старается уделить внимание каждому ребёнку и не нужно относиться к ним слишком строго. Ведь именно от этих людей зачастую зависит жизнь и здоровье вашего ребёнка, и они сделают все, что могут. По-другому им просто нельзя.


Критерии выписки недоношенных детей из отделения. Выписывают недоношенного ребенка из отделения при достижении веса 2500 г при непрерывном нарастании веса, отсутствии заболеваний, устойчивой температуре тела. Сведения о выписанном ребенке передают в детскую консультацию по месту жительства в день выписки из больницы. Эпикриз из истории развития ребенка должен быть подробным и содержать: сведения анамнеза ребенка, описания его состояния при рождении и при поступлении, динамику состояния здоровья ребенка в отделении, методы вскармливания и проведенное лечение.



OBIECTIVELE lECŢIEI: O1 - Să caracterizeze perioada de nou –născut
O2 – Să definească noţiune de nou-nascut
prematur
O3 – Să numească gradele prematurităţii
O4 – Să enumere factorii de risc
O5 – Să numească semnele nou-născutului
prematur.
O6 – Să enumere criterii de externare
O7 – Să efectueze toaleta matinală, intimă, băiţa
igienică.

O8 – Să alimenteze copii prematuri prin gavaj, cu
linguriţa, cănuţa.
O9 – Să expună tehnica vaccinării BCG, HVB.
O10 – Să efectuieze proba suptului.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

70-75% детской смертности составляют
недоношенные дети поэтому главной
задачей мед. работников является
предотвращение рождение недоношенных
детей.
Согласно ВОЗ ребенок
считается недоношенным, если ребенок
родился живым, с сроком гестации до 37
недель (менее 258 дней), с массой при
рождении менее 2500 грамм.

Степени недоношенности

1 степень(2500-2001; 36-34 недель)
2степень(2000-1501; 34-30 недель)
3 степень(1500-1001; 30-28 недель)
4 степень(менее 1000;менее 28 недель)

Факторы риска для рождения недоношенных детей и с низкой массой.

I. Факторы риска (социальные):
1.Низкий социальный уровень
2.Профессиональные болезни родителей
3.Недостаточное питание
4.Вредные привычки родителей
(токсикомания, алкоголизм, наркомания,
курение)

Факторы риска, связанные с мамой:

Аборты до данной беременности
Бесплодие до данной беременности
Артериальная гипертензия у беременной более
140/90
Масса тела у мамы до беременности менее 50 кг.
Гормональные дисфункции
Эмоциональные стрессы во время беременности

Венерические болезни во время беременности
Угроза выкидыша
Инфекционные болезни у мамы
Декомпенсированные кардиопатии
Тяжелая анемия беременной
Кровотечения во время беременности
Возраст младше 18 лет и старше 35 лет

Факторы риска связанные с плодом:

Аномальное предлежание
Генетические факторы
Хромосомные болезни
Врожденные аномалии
Гормональные дисфункции
Многоплодие
Преждевременный разрыв амниотической
оболочки
Несовместимость матери и плода по группе крови
АВО и резусу.

Факторы, связанные с плацентой:

Морфологические аномалии в структуре
Гипоплазия плаценты
Плацента с кальцификатами
Маточно-плацентарная недостаточность.

Определение гестационного возраста:

Менструальные данные мамы
УЗИ
Клиническое обследование
новорожденного.

Анатомо-физиологическая характеристика недоношенного ребенка.

Тело непропорционально, конечности и шея
короткие
Голова большая, составляет 1/3 от длины, кости
черепа мягкие, швы открыты, открыты роднички
латеральные.
Лицо маленькое, треугольное, рот большой,
подбородок острый
Шея тонкая
Грудная клетка узкая

Живот объемнее, чем грудная клетка
Пуповина тоньше, расположена ниже
Кожа красная, тонкая, блестящая, отечная покрыта
«лануго» на спине, конечности, лоб, щеки.
Подкожно-жировая клетчатка слабо развита
Ногти тонкие не покрывают ногтевое ложе
Ушные раковины мягкие, с недоразвитой хрящевой
тканью
Наружные половые органы недоразвиты
у девочек большие половые губы не покрывают
малые.
у мальчиков мошонка недоразвита, маленькая,
яички не опущены в мошонку.

Функциональные особенности недоношенного ребенка.

Недоношенный сонлив, гиподинамичен,
крик слабый, мышечный тонус снижен,
рефлексы слабые или отсутствуют.
Дыхание нерегулярное поверхностное,
брюшного типа, с кризами апнее.
Мышцы дыхательные недоразвиты, поэтому
ЖЕЛ у недоношенных детей очень
маленькая. Нижние сегменты слабо
вентилируются. Из-за недостатка
сурфактанта.

ССС. АД очень низкое 45/20 мм. рт. ст. в первые
10 дней, далее растет 70/45.
ЧСС 120-160 в минуту, а пульс 60 в минуту,
поэтому конечности холодные и цианотичные на
ощуп.
ЖКТ. Рефлексы глотания и сосания слабо
развиты. Секреция слюны снижено, поэтому
слизистая рта очень сухая. Кардиальная часть
слабо развита, поэтому часто встречаются
регургитации.
Функция печени недоразвита. Депо гликогена
в печени снижено, поэтому у недоношенных
быстро возникают состояния гипогликемии.

Так же снижена секреция протромбина, что
приводит к геморрагическому синдрому у
недоношенных детей.
У недоношенных несовершенна и система
терморегуляции, что приводит к быстрым
переохлаждениям.
Несовершенна и функция почек, снижена
фильтрационная функция.
Недоразвита иммунная система, поэтому
восприимчивость к инфекциям большая.
Инфекционные болезни у них протекают тяжелее

Особенности ухода за недоношенными детьми.

Температура воздуха26-28%, влажность
60%
Теплая одежда
Реанимационный столик
Поток кислорода
Согретый инкубатор
Электрический нагреватель.

Преимущества инкубаторов:

Обеспечивают чистую, теплую среду с
мониторингом температуры, влажности.
Обеспечивает температурный комфорт,
строгий контроль влажности и подачи
кислорода.
Инкубаторы используются для ухода за
недоношенными и с маленькой массой при
рождении сохраняя оптимальную
температуру.
Устанавливается необходимая температура
для возраста и массы.

Вакцинация.
Недоношенных детей вакцинируют только тогда,
когда их масса достигает 2500 грамм.
Условия выписки недоношенного ребенка:
Ребенок дышит хорошо и без других патологии
Температура тела 36,5-37,5
Ребенок хорошо сосет грудь
Хорошо набирает в весе (не менее 15мг. /кг. в
день)
Мама способна ухаживать за ребенком.

Питание недоношенных детей.

Если вес ребенка составляет от 1,75-2,5 кг.
ребенка разрешается кормить грудью, если он не
может сосать используйте сцеженное молоко.
Если вес ребенка от 1,5-1,749 кг. кормим
сцеженным молоком с помощью кружки и ложки.
Если ребенок весит от 1,2-1,49 кг. кормим ребенка
сцеженным молоком с помощью назогастрального
зонда.

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психического развития недоношенного ребенка. Материал может быть использован на теоритических, практических занятиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним. Подготовила: преподаватель педиатрии Веселова Ольга Борисовна

Проблема недоношенности является одной из актуальнейших в современной педиатрии. За последнее десятилетие профилактика недоношенности и организация выхаживания недоношенных детей стали более совершенными. В специализированных отделениях применяют высокотехнологичные методы диагностики и лечения. В выхаживании недоношенных детей значительная роль принадлежит медицинским сестрам. Поэтому при изучении данной темы особую роль будем уделять формированию профессиональных компетенций и воспитанию у них заботливого, доброго отношения к детям.

ОК 1; ОК 2; ОК 6; ОК 7; ОК 11; ОК 12 ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7 Веселова Ольга Борисовна

Недоношенные дети - дети, родившиеся в сроке от 28 до 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2500 г, длину 45 см и менее Веселова Ольга Борисовна

В отделах ЗАГС регистрируются дети: Рождённые живыми и мертвыми дети с 28-й недели гестации, массой 1000 г и выше и длиной тела 35 см и более. Также дети из двоен с массой менее 1000 г. Из родившихся живыми с массой тела 500-999 г подлежат регистрации новорождённые, которые прожили 7 сут после рождения.

Процент рождаемости недоношенных детей в различных регионах России колеблется, в среднем составляет 5-14%. 1 . Социально - экономические: Отсутствие или недостаточный медицинский уход; Плохое питание (недостаток минералов и витаминов), даже за несколько месяцев до предполагаемых родов; Наличие вредных привычек (курение, наркомания, алкоголь); Сильные стрессы за несколько недель, или отсутствие желанности ребенка; Вредное или опасное рабочее место (пыль, радиация, монотонная работа, поднятие тяжестей, не нормированный рабочий день или неделя). Работа без выходных несколько недель подряд; Недостаточное образование родителей. Веселова Ольга Борисовна

2. Социально - биологические: Возраст беременной женщины (до 18 или после 35) может стать причиной недоношенности ребенка; Возраст отца (до 18 или после 45) может стать причиной недоношенности ребенка; Отягощенный акушерско- гинекологический анамнез (прерывание беременности, выкидыш, криминальный аборт за несколько месяцев, ЭКО); Генетическая предрасположенность или заболевания родителей; Брак между родственниками. Веселова Ольга Борисовна

3. Различные заболевания: Наличие хронических заболевания матери, которые могли обостриться во время беременности; Перенесенные острые инфекционные заболевания, возможные осложнения после ОРВИ, гриппа, сильной простуды, краснухи, ветряной оспы и так далее; Со стороны плода также могут быть различные аномалии в развитии сердечно-сосудистой системы, внутренних органов, его положении; гормональные дисфункции, преждевременное излитие вод, хромосомные дефекты; Наличие и развитие внутриутробных инфекций: хламидии, микоплазма, уреплазма, цитомегаловирус. Или другие, не выявленные или не долеченные венерические заболевания; Недостаточный вес матери (менее 48 кг); Осложнения после прививки; Недоношенный ребенок может появится на свет из-за постоянных стрессов. Веселова Ольга Борисовна

Веселова Ольга Борисовна

У недоношенных I –II степени: кожа розового цвета, нет пушка на лице (при рождении на 33-й нед гестации), а позже и на туловище. Пупок расположен несколько выше над лоном, голова составляет примерно 1/4 часть длины тела. У детей, рождённых на сроке более 34 нед гестации, появляются первые изгибы на ушных раковинах, более заметны соски и околососковые кружки, у мальчиков яички находятся у входа в мошонку, у девочек половая щель почти закрыта. Веселова Ольга Борисовна

Глубоко недоношенный ребёнок III- IV степени (масса тела менее 1500 г) имеет тонкую морщинистую кожу тёмно-красного цвета, обильно покрытую сыровидной смазкой и пушком (lanugo). Простая эритема держится до 2-3 нед. Подкожно-жировой слой не выражен, соски и околососковые кружки грудных желёз едва заметны; ушные раковины плоские, бесформенные, мягкие, прижатые к голове; ногти тонкие и не всегда доходят до края ногтевого ложа; пупок расположен в нижней трети живота. Голова относительно большая и составляет 1/3 от длины тела; конечности короткие. Швы черепа и роднички (большой и малый) открыты. Кости черепа тонкие. У девочек половая щель зияет в результате недоразвития больших половых губ, клитор выступает; у мальчиков яички не опущены в мошонку. Веселова Ольга Борисовна

Для недоношенных характерны: мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов, двигательной активности, нарушение терморегуляции, слабый крик; сосательный, глотательный и другие рефлексы у него отсутствуют или слабо выражены. в первые 2-3 нед жизни может быть непостоянный тремор, негрубое и непостоянное косоглазие, горизонтальный нистагм при перемене положения тела. Веселова Ольга Борисовна

Дыхание у недоношенных детей поверхностное со значительными колебаниями ЧДД (от 36 до 76 в минуту), с тенденцией к тахипноэ и апноэ продолжительностью 5-10 с. ЧСС у недоношенных детей отличается большой лабильностью (от 100 до 180 в минуту), тонус сосудов снижен, систолическое АД не превышает 60-70 мм рт.ст. Повышенная проницаемость сосудистых стенок может привести к нарушению мозгового кровообращения и кровоизлиянию в мозг. Все ферменты ЖКТ, необходимые для переваривания грудного молока, синтезируются, но отличаются низкой активностью. У недоношенных детей отсутствует взаимосвязь между интенсивностью желтухи и степенью транзиторной гипербилирубинемии, что нередко приводит к недооценке последней. Веселова Ольга Борисовна

Особенности физического развития. Физическое развитие недоношенных характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года жизни. Чем меньше масса и длина тела недоношенного при рождении, тем интенсивнее увеличиваются эти показатели в течение года. К концу первого года жизни масса тела увеличивается следующим образом: при недоношенности IV степени в 8-10 раз, III степени - в 6-7 раз, II степени - в 5-7 раз, I степени - в 4-5 раз. Масса тела нарастает неравномерно. Первый месяц жизни является наиболее сложным периодом адаптации. Первоначальная масса тела уменьшается на 8-12%; восстановление происходит медленно. Длина тела недоношенного к концу первого года жизни составляет 65-75 см, т.е. увеличивается на 30-35 см, в то время как у доношенного длина тела увеличивается на 25 см. Несмотря на высокие темпы развития, в первые 2-3 года жизни недоношенные дети отстают от сверстников, родившихся доношенными. Выравнивание происходит после третьего года жизни, нередко в 5-6 лет. Веселова Ольга Борисовна

Веселова Ольга Борисовна

В психомоторном развитии здоровые недоношенные сравниваются со своими доношенными сверстниками значительно раньше, чем в физическом. Дети с недоношенностью II-III степени начинают фиксировать взор, удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно вставать и ходить, произносить первые слова на 1-3 мес. позже доношенных. Недоношенные дети «догоняют» доношенных сверстников по психомоторному развитию на втором году жизни; с недоношенностью I степени - к концу первого года. Веселова Ольга Борисовна

Выхаживание недоношенных детей осуществляют в три этапа: в родильном доме; специализированном отделении; затем ребёнок поступает под наблюдение поликлиники. Веселова Ольга Борисовна

После рождения недоношенного ребёнка следует поместить в стерильные тёплые пелёнки («оптимальный комфорт»). Веселова Ольга Борисовна

В первые дни жизни глубоко недоношенных детей или недоношенных в тяжёлом состоянии содержат в кувезах. В них поддерживают постоянную температуру (от 30 до 35 C с учётом индивидуальных особенностей ребёнка), влажность (в первые сутки до 90%, а затем до 60-55%), концентрацию кислорода (около 30%). Веселова Ольга Борисовна

Температуру тела ребёнка можно поддерживать и в кроватке с обогревом или в обычной кроватке с помощью грелок, так как чем длительнее пребывание в кувезе, тем больше вероятность инфицирования ребёнка. Оптимальная температура воздуха в помещении -25 C. Веселова Ольга Борисовна

Необходимо поддерживать адаптационные реакции ребёнка с помощью закапывания в рот из пипетки нативного материнского молока, подогретых пелёнок, длительного пребывания на груди матери (типа «кенгуру»), спокойного голоса медицинской сестры, поглаживающих движений её рук. Веселова Ольга Борисовна

ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ Особенности вскармливания недоношенных обусловлены их повышенной потребностью в питательных веществах в связи с интенсивным физическим развитием, а также функциональной и морфологической незрелостью ЖКТ, в связи с чем пищу следует вводить осторожно. Веселова Ольга Борисовна

Детям со слабым сосательным рефлексом грудное молоко вводят через желудочный зонд. Веселова Ольга Борисовна

При удовлетворительном общем состоянии, достаточно выраженном сосательном рефлексе и массе тела при рождении более 1800 г прикладывать к груди можно через 3- 4 дня. При отсутствии молока у матери назначают специализированные смеси для недоношенных Веселова Ольга Борисовна

При отсутствии молока у матери назначают специализированные смеси для недоношенных Веселова Ольга Борисовна

ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОНОШЕННОСТИ Грубые психоневрологические нарушения в форме детского церебрального паралича, снижения интеллекта, нарушения слуха и зрения, эпилептических припадков возникают у 13-27% недоношенных детей. У недоношенных в 10-12 раз чаще выявляют пороки развития. Для них характерно непропорциональное развитие скелета, преимущественно с отклонениями в сторону астенизации. У многих из них в дальнейшем повышен риск «школьной дезадаптации». Среди родившихся недоношенными чаще наблюдают синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У женщин, родившихся глубоко недоношенными, в дальнейшем нередко наблюдают нарушения менструального цикла, признаки полового инфантилизма, угрозу прерывания беременности и преждевременные роды. Веселова Ольга Борисовна

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Профилактика преждевременного рождения детей предусматривает: охрану здоровья будущей матери; предупреждение медицинских абортов, особенно у женщин с нарушениями менструального цикла и нейроэндокринными заболеваниями; создание благоприятных условий для беременных в семье и на производстве; своевременное выявление групп риска и активное наблюдение за течением беременности у этих женщин. Веселова Ольга Борисовна

Спасибо за внимание! Веселова Ольга Борисовна